Создать акаунт
Про Выхлоп » Автоновости » Как выбрать антифриз и проверить его состояние

Как выбрать антифриз и проверить его состояние

15 окт 2025, 15:00
Автоновости
4
0
Как выбрать антифриз и проверить его состояние

1. Назначение и основные функции антифриза

Антифриз (охлаждающая жидкость, тосол) предназначен для отвода тепла от двигателя и поддержания рабочих температур. Основные функции:

  • обеспечение стабильной температуры работы двигателя при различных внешних условиях;
  • предотвращение замерзания при отрицательных температурах;
  • защита металлических и резиновых элементов системы охлаждения от коррозии, накипи и кавитации;
  • смазка рабочих поверхностей водяного насоса (помпы), уменьшение износа уплотнений.

Основа антифриза — смесь дистиллированной воды и этиленгликоля или пропиленгликоля; набор присадок обеспечивает антикоррозионную защиту и стабильность состава.

2. Классификация по типу присадок

Ниже приведена таблица основных классов охлаждающих жидкостей по европейской/концернной классификации (например, VW TL 774).

Класс Примерный цвет Основной компонент Тип присадок Срок службы Особенности применения
G11 зелёный, синий этиленгликоль силикатные 2–3 года для старых автомобилей с чугунными блоками и медными радиаторами; образует защитную плёнку
G12 красный, розовый этиленгликоль карбоксилатные 4–5 лет для современных двигателей с алюминиевыми радиаторами; не образует плёнку
G12+, G12++ красный, фиолетовый этиленгликоль гибридные (HOAT, Lobrid) 5–7 лет универсальные жидкости; совместимы с G12 (следует сверяться с допусками)
G13 жёлтый, оранжевый пропиленгликоль гибридные 5–7 лет менее токсичен; экологичный вариант; совместим с рядом G12++

Примечание: цвет не является надёжным индикатором типа. Производители используют красители по собственным соображениям. Ориентируйтесь на технические характеристики и допуски.

3. Как выбрать антифриз для автомобиля

  1. Смотреть рекомендации производителя: инструкция по эксплуатации или обозначение на крышке расширительного бачка. Примеры: VW TL 774-F = G12+.
  2. Не смешивать разные классы: смешивание G11 и G12 может привести к выпадению осадка и ухудшению теплопередачи.
  3. Если тип неизвестен: промыть систему и залить подходящий антифриз по допускам.
  4. Выбирать бренды с репутацией: Castrol, Motul, Liqui Moly, Total, Ravenol и т.д.; избегать жидкости на розлив и сомнительных производителей.
  5. Проверять допуски и стандарты: ASTM D3306, SAE J1034, BS 6580, VW TL 774, MB 325.0, BMW N600 69.0 и другие.

4. Проверка состояния антифриза

Периодическая проверка состояния предотвращает перегрев, коррозию и повреждение прокладки ГБЦ. Проверка включает визуальную оценку, измерение плотности, анализ pH и учёт срока службы.

4.1 Визуальная оценка

  • жидкость должна быть прозрачной и однородной;
  • недопустимы помутнение, осадок, ржавый оттенок, жирные пятна или пена;
  • уровень в расширительном бачке — между отметками MIN и MAX;
  • наличие эмульсии (молочный цвет), следов масла или коррозии — повод для немедленной диагностики.

4.2 Проверка плотности и температуры замерзания

Инструменты: ареометр (гидрометр) или рефрактометр. Плотность напрямую определяет температуру замерзания:

Плотность, г/см³ Температура замерзания
1.070 −10°C
1.080 −15°C
1.090 −20°C
1.100 −25°C
1.110 −30°C
1.120 −35°C
1.130 −40°C

Рекомендация для умеренно-холодного климата: температура замерзания не выше −35°C.

4.3 Проверка кислотности (pH)

Нормальный pH свежего антифриза — 7,5–10. При pH <7 начинается активная коррозия. Для проверки используют pH-полоски или портативные pH-метры.

4.4 Проверка срока службы

  • G11 — 2–3 года;
  • G12 — 4–5 лет;
  • G12+, G12++ и G13 — 5–7 лет;

В тяжёлых условиях эксплуатации (короткие поездки, длительная работа на холостом ходу, перегрузки) интервал сокращается на 20–30%.

5. Признаки ухудшения качества антифриза

  • повышение рабочей температуры двигателя;
  • изменение цвета, помутнение, образование осадка или ржавчины;
  • образование пены или пузырей в расширительном бачке;
  • утечки через уплотнения и прокладки;
  • наличие масла в охлаждающей жидкости (молочная эмульсия) — признак повреждения прокладки ГБЦ или трещины в блоке цилиндров;
  • коррозия деталей системы охлаждения.

При выявлении указанных признаков следует провести замену антифриза и комплексную диагностику системы охлаждения.

6. Порядок замены антифриза (пошагово)

6.1 Подготовка

  • остудить двигатель до температуры ниже 40°C;
  • установить автомобиль на ровной поверхности и зафиксировать стояночный тормоз;
  • подготовить ёмкость для слива, новый антифриз и инструменты;
  • при возможности иметь под рукой инструкцию к автомобилю (схема системы охлаждения, расположение сливных пробок).

6.2 Слив старой жидкости

  1. снять крышку расширительного бачка;
  2. открыть сливную пробку радиатора (и при необходимости блока цилиндров);
  3. слить жидкость в подготовленную ёмкость и утилизировать согласно местным правилам.

6.3 Промывка системы

Промыть систему дистиллированной водой или использовать специальный промывочный состав. При сильных отложениях процедуру повторить. Промывка важна при переходе между несовместимыми типами антифризов.

6.4 Заливка нового антифриза и удаление воздуха

  1. закрыть сливные пробки;
  2. медленно залить новый антифриз через расширительный бачок до отметки MAX;
  3. запустить двигатель и установить отопитель на максимальную температуру для циркуляции через корпус отопителя;
  4. дождаться открытия термостата (по признаку падения оборотов/нагрева датчика) и удалить воздушные пробки через специальные штуцеры или верхние патрубки;
  5. после остывания двигателя проверить уровень и при необходимости долить.

7. Итоговые рекомендации

Критерий Рекомендация
Тип антифриза Определять по допускам производителя автомобиля
Цвет Не является достоверным индикатором
Проверка Визуальная, измерение плотности, тест pH
Температура замерзания Не выше −35°C для большинства регионов с холодным климатом
Срок службы 2–7 лет в зависимости от класса
Промывка Обязательна при смене типа антифриза

8. Дополнительные замечания и советы

  • не храните антифриз в открытых ёмкостях — это приводит к поглощению влаги и изменению свойств;
  • используйте дистиллированную воду при приготовлении рабочей смеси (если используете концентрат);
  • при замене уплотнений и ремонта системы меняйте антифриз в обязательном порядке;
  • при обнаружении масла в охлаждающей жидкости проводите срочную диагностику двигателя — возможны серьёзные повреждения.
Безопасность и утилизация: отработанный антифриз токсичен. Соблюдайте требования местного законодательства по сбору и утилизации. Не выливайте отработанную охлаждающую жидкость в землю, канализацию или водоёмы.
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также: